Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №14 «Солнышко» компенсирующего вида города Белово»

Советы врача-офтальмолога

Автор: МБДОУ д/с №14 23.05.2013

"РОЛЬ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ ПО УСТРАНЕНИЮ ДЕФЕКТА ЗРЕНИЯ"

Коррекционная работа по устранению дефектов зрения у детей осуществляется в тесной связи с комплексным лечебно – восстановительным процессом на основе максимального сближения медицинских и педагогических средств коррекции, а также при неукоснительном выполнении требований и рекомендаций специалистов родителями.

 

Для оказания квалифицированной коррекционной помощи необходимы знания о состоянии зрения, здоровья и особенностях психофизического развития воспитанников, прежде всего о часто встречающейся зрительной патологии - косоглазии и амблиопии.

Косоглазие (отклонение глаз) - одна из главных проблем детской офтальмологии. При рождении у ребёнка связь между глазами ещё не сформирована и поэтому некоторое время (обычно до 6 месяцев) может возникать непостоянное косоглазие. Однако, после 6 месяцев, когда начинает формироваться совместная   работа глазных яблок и появляется бинокулярное зрение - положение глаз должно быть правильным и устойчивым. Если косоглазие сохраняется, то   ребёнок обязательно должен быть немедленно осмотрен офтальмологом. Это связано с тем, что отклонение глаза может быть не только самостоятельным заболеванием, но и являться признаком других заболеваний (катаракта, глаукома, врождённый увеит, заболевания зрительного нерва, сетчатки).

Различают два основных вида косоглазия: содружественное и паретическое.

 Содружественное косоглазие обычно появляется в раннем детском возрасте. При этом виде косоглазия все глазодвигательные мышцы функционируют, но в силу каких-либо причин совместная работа мышц нарушается. В зависимости от того, какие мышцы нарушили свою совместную работу глазное яблоко отклоняется в ту или иную сторону. Отклонение глаза к носу называется сходящимся косоглазием, отклонение кнаружи (к виску) - расходящимся, а если глазное яблоко отклоняется в вертикальном направлении, не зависимо кверху или книзу - вертикальным.

В случае, когда глаза «косят» поочерёдно, то такое косоглазие называется альтернирующим, если «косит» один глаз - монолатеральным.

Лечение содружественного косоглазия начинается с определения рефракции. Под термином рефракции понимается состояние оптического аппарата глаза, которое может иметь несколько вариантов: дальнозоркость или "+", близорукость или "-" или астигматизм - комбинирование дальнозоркости или близорукости разной степени или комбинирование дальнозоркости с близорукостью.

Есть ещё один важный момент в тактике лечения содружественного косоглазия. При   монолатеральном варианте, когда "косит" только один глаз очень часто развивается амблиопия. Это состояние связано с отсутствием зрительной нагрузки на отклонённом глазу, поэтому он не развивается и острота зрения оказывается низкой. Амблиопия может быть разной степени в зависимости от того как длительно отклоняется глаз. Чем больше глаз "косит", тем сильнее выражена амблиопия.

В тяжёлых случаях она требует серьёзного комплексного лечения, но самое главное - временное закрытие (окклюзия) здорового глаза, чтобы больной мог работать. Чем раньше начато лечение амблиопии, тем лучше бывает эффект (выше острота зрения). Оптимальные сроки от 1 года до 7-8 лет. Лечение амблиопии занимает достаточно длительный промежуток времени и требует большого упорства и терпения родителей. Цель лечения амблиопии - добиться хорошей остроты зрения и, таким образом, перевести монолатеральный вид косоглазия в альтернирующий, что является залогом успешного оперативного лечения в дальнейшем.

Результаты комплексного обследования детей с нарушениями зрения разными медицинскими специалистами показало: у 68% детей с косоглазием и амблиопией отмечаются расстройства нервно-психического здоровья - это последствия раннего органического поражения центральной нервной системы с различными синдромами: неврозоподобным, астеническим, невротическим, гиперактивным. В 22% случаев страдает сердечно-сосудистая система (самое распространённое нарушение это вегето-сосудистая дистония); в 72% наблюдаются изменения со стороны желудочно-кишечного тракта (дисбактериоз, дискинезии желчевыводящих путей); в 98% наблюдаются нарушения опорно-двигательного аппарата (сколиоз, плоскостопие, нарушение осанки).

Профилактические мероприятия, лечение и оздоровление детей в дошкольном возрасте помогут предотвратить обострение имеющейся болезни или возникновение новых.

Рассмотрим этапы лечения косоглазия и амблиопии.

Плеоптика

Цель - повышение остаточного зрения; развитие монокулярного зрения.

Методы:

· прямая окклюзия (заклейка);

· локальный засвет макулы;

· лечение на аппаратах (локализаторе-корректоре, макулотестере).

При прямой окклюзии   (заклейке лучше видящего глаза) ребёнок попадает в положение слабовидящего и находится в стрессовом состоянии, поэтому психолог, педагоги, родители должны поддержать его, объяснить необходимость окклюзии, следить, чтобы ребёнок не снимал ее.

При адекватном поведении ребёнка и отсутствии противопоказаний для активации зрения можно применять также лазерную плеоптику, электромагнитостимуляцию, рассматривание подвижных контрастно-частотных объектов (аппараты «иллюзион», ПЧС). Для плеоптического лечения применяются общепринятые «засветы» импульсным красным светом   или фотовспышкой.

В период плеоптического лечения педагогу предлагается   проводить с детьми занятия по нанизыванию бус, обводку через кальку контурных изображений, игры с мозаикой. Для активизации зрения очень полезны упражнения с использованием электрифицированных игрушек. Например, игры с карманным фонарём: «Где зажегся фонарик?», «Сосчитай, сколько раз зажигается», «Проследи за огоньками» «Сосчитай, сколько раз включилась настольная лампа», «Где горит огонёк?». Каждый педагог, родители, если им известно состояние детей и рекомендации врача-офтальмолога, могут подбирать индивидуальные задания детям.  В таких заданиях активно упражняется зрение. И это способствует лечебно-оздоровительному процессу.

Ортоптика.

Цель - развитие плоскостного бинокулярного зрения.

Методы - с помощью синаптофора, мускултренера и других аппаратов.

Если исправление косоглазия не происходит, то показано   хирургическое вмешательство.

В период ортоптического лечения косоглазия с детьми дошкольного возраста используются такие упражнения, как накладывание одного изображение на другое. Например, на листе бумаги нарисованы контурные изображения животных, растений. Даны вырезанные из цветной или чёрной бумаги точные копии этих нарисованных изображений и дети должны наложить их на нарисованные изображения. Зная зрительные возможности детей, педагоги и родители могут целенаправленно влиять на развитие зрения, создавать условия в процессе воспитания и обучения детей закрепления результатов лечебно-восстановительной работы.

Диплоптика.

В период выработки стереоскопического зрения (развития трёхмерного видения - умения видеть на расстоянии, различать глубину пространства) особенно эффективны настольные игры "Футбол”, "Бильярд”, "Набрось кольцо”, а также игры с разными конструкторами, мозаиками.

Большое значение в организации работы по развитию зрительного восприятия имеют наглядные пособия, дидактический материал, которые педагоги используют на занятиях. Они должны быть лаконичными, знакомыми детям; яркими, контрастными и насыщенными. Показ наглядных пособий следует сопровождать чётким, ясным и конкретным словесным пояснениям, позволяющим детям понять, выделить конкретные визуальные признаки предметов и явлений окружающего мира. Все предлагаемые детям задания должны быть осознанными и направленными на упражнение, активизацию и тренировку зрительных функций.

Обязательным компонентом является зрительная гимнастика, как подгрупповая, так и индивидуальная, пальчиковая гимнастика, дыхательные упражнения.

При подготовке к школе большое внимание необходимо уделять формированию графических умений и навыков письма. В процессе предметно - практической деятельности у детей с аномалиями зрения формируется единая система «глаз — рука». Дети учатся копировать точки, изображения узоров из геометрических фигур, штриховать в заданном направлении, проводить различные линии, наклонные и прямые палочки, дорисовывать недостающие элементы.

Все эти рекомендации могут использовать и родители в домашних условиях.

Физиотерапевтическое лечение включает электрофорез через веки, эндоназальный, на воротниковую зону. Проводится чрезкожная электростимуляция зрительных нервов.

Таким образом , коррекционно-развивающая среда, дидактические игры, упражнения, гимнастика для глаз, постоянное ношение очков, неукоснительное соблюдение требований врача-офтальмолога как педагогами, так и родителями способствует развитию сенсорного восприятия детей с учётом их особенностей в зависимости от заболевания, помогает успешно решать задачи социальной адаптации дошкольников с нарушением зрения и повышать результат лечебно-восстановительной работы.

Терминологический словарь

Аккомодация глаза  - приспособление глаза, позволяющее ясно видеть предметы, находящиеся на разных расстояниях от него.

Спазм аккомодации  - перенапряжение мышц, приводящих к снижению зрения вдаль, либо вблизи.

Амблиопия  - ослабление зрения, причину которого не удаётся установить путём объективного исследования.

Астигматизм - сочетание в одном и том же глазу разных видов аномалий рефракции. При астигматизме зрительное восприятие страдает нечеткостью.

Атрофия зрительного нерва  - заболевание, при котором имеют место отек, воспаление, сдавливание, повреждение, дегенерация волокон зрительного нерва или сосудов, питающих его.

Бинокулярное зрение - процесс видения, в котором принимают участие оба глаза; при этом получаемые изображения сливаются в одно, соответствующее рассматриваемому предмету, что обеспечивает объёмное (стереоскопическое) восприятие наблюдаемых объектов.

Монокулярное зрение  - процесс видения одним глазом.

Близорукость (миопия) - один из видов рефракции глаза - нарушение преломляющей способности глаза (параллельные лучи света, преломляясь в глазу, соединяются впереди сетчатки, на ней образуется расплывчатое изображение и предметы различаются неясно).

Дальнозоркость (гиперметропия) - один из видов рефракции глаза. Лучи, идущие от далёких предметов, при дальнозоркости недостаточно преломляются средами глаза, и соединяются позади сетчатки, на которой образуется неясное изображение.

Нистагм глазной  - ритмическое подергивание глазных яблок в ту или иную сторону.

Катаракта  - помутнение хрусталика глаза, ведущее к резкому ухудшению зрения.

Коррекция зрения  - исправление аномалий рефракции глаза оптическими линзами.

Рефракция - преломляющая способность глаза.

Версия для печати Версия для печати

 
Новости
Новости
Сведения об образова
Основные сведения
Структура и органы управления образовательной организацией
Документы
Образование
Образовательные стандарты
Руководство. Педагогический (научно-педагогический) состав
Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса
Стипендии и иные виды материальной поддержки
Платные образовательные услуги
Финансово-хозяйственная деятельность
Вакантные места для приема (перевода)
Деятельность
Аттестация педагогических кадров
Здоровьесберегающая деятельность
Мероприятия
Организационно-методическая деятельность
Повышение квалификации
Материалы
Инструктивно-методические письма
Приказы

Родителям
Компенсация родительской платы
Краткая презентация Программы
Правила приема в ДОУ
Приказы о зачислении, переводе, отчислению
Родительская плата
Советы специалистов
Электронная очередь
Электронные ресурсы
ЯСЛИ - это серьёзно!
Педагогам
Методическая копилка
Рекомендации педагогам
Электронные ресурсы
Комплексная безопасность
Антитеррористическая безопасность
ГОиЧС
Дорожная безопасность
Методические рекомендации
Охрана труда
Пожарная безопасность
Противодействие коррупции
Энергобезопасность
Форум

Профсоюзный комитет
НСОТ
Обратная связь
© 2004-2019, "Корпорация ИТ" ОГРН 1084202000387, С.с.=0,0781с. 11752 03